Муравьи помогут сдерживать преждевременные роды. Научное исследование

ГОРМОН, ПОДОБНЫЙ ОКСИТОЦИНУ, ПОЛУЧЕННЫЙ ИЗ НАСЕКОМЫХ МОГ ПРЕДОТВРАТИТЬ ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЕ РОДЫ

Окситоцин, обычно называемый гормоном любви, играет ключевую роль в эмоциональной привязанности, но ещё он помогает беременным женщинам родить. Новое исследование позволило найти способ сдерживать преждевременные роды при помощи синтетического вещества, полученного из муравьев, которое выглядит и ведёт себя как окситоцин.

Окситоцин и вазопрессин во время родов

Окситоцин играет важную роль в эмоциональной привязанности - является ли это между романтичными партнерами, родителями и детьми, или даже хозяевами и их домашними питомцами - животными.

«Гормон любви» вырабатывается в нашем организме естественным образом, когда мы занимаемся любовью или заводим друзей. Но кроме его роли в социальном соединении и воспроизводстве, окситоцин также помогает матерям родить.

Окситоцин стимулирует сильные сокращения во время схваток, помогая шейке матки открыться при подготовке к родам. Поэтому он часто используется в качестве препарата, помогающего рождению ребёнка.

Вазопрессин также играет важную роль во время родов. Считается, гормон оказывает болеутоляющее действие, так как во время естественных родов его уровни повышаются крайне резко.

Новое исследование, возглавляемое учёными Венского медицинского университета в Австрии, изучает, как эти 2 гормона работают и у насекомых и у людей. Исследователи также изучают терапевтический эффект синтетического эквивалента этих 2 гормонов.

Это исследование было освещено в опубликованном журнале Научные Доклады.

НЕЙРОПЕПТИД НАСЕКОМОГО ТОРМОЗИТ СОКРАЩЕНИЯ МАТКИ

Команда международных исследователей, возглавляемая Christian Gruber, из института Фармакологии Венского медицинского университета намеревается выделить из муравьев нейропептид, структурно очень похожий на окситоцин и вазопрессин.

Нейропептиды являются одним из двух классов нейротрансмиттеров и оба - вазопрессин и окситоцин-являются нейропептидами.

Насекомые также имеют нейропептиды. Gruber и команда учёных выделила один из них, названный инотоцин. Он является эквивалентом вазопрессина и окситоцина, присутствующих в членистоногих.

Тогда исследователи создали синтетический эквивалент инотацина, позволяющий им лучше понять, как работает биохимический процесс связи окситоцина и вазопрессина.

Вазопрессин, как правило, управляет водным балансом через почки, но в сочетании с окситоцином регулирует кровоснабжение матки во время родов. Как окситоцин, вазопрессин также стимулирует сокращения во время родов.

До сих пор учёные -медики определили 4 мозговых рецептора, отвечающие на эти 2 нейропептиды: 1 рецептор окситоцина (OTR) и 3 рецептора вазопрессина (VR) - VR1a, VR1b, VR2.

Затем, используя уникальную стратегию открытия лиганда, исследователи выделили инотоцин из черного садового муравья, клонировали его родственный рецептор и исследовали его фармакологический эффект и на насекомое и на человеческие OTRs и VRs.

Лиганд - это «любой атом или молекула, прикреплённая к центральному атому» в сложном химическом соединении.

У людей, как обнаружили исследователи, инотоцин активировал рецептор
V1b,но перекрывал действие V1a. Затем Gruber и команда учёных тестировали воздействие лиганда инотацина на человеческую маточную ткань и обнаружили, что он успешно блокировал мускульные сокращения.

«Удивительно, но введя небольшую химическую модификацию в нейропептид насекомого, мы смогли разработать очень стабильный и очень селективный ингибитор рецептора вазопрессина V1a человека»,- объясняет Gruber. «Этот лиганд был проверен на человеческой маточной ткани и эффективно подавлял мускульные сокращения. Теперь необходимо проведение дальнейших тестов для изучения клинического применения активной ведущей молекулы».

ЗНАЧИМОСТЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании использовалась уникальная стратегия, протекающая в процессе эволюции в течение миллионов лет, которой мы обязаны структурному сходству между людьми и насекомыми.

«В параллельном исследовании, анализируя данные генетических наборов, мы в состоянии показать, что у многих насекомых присутствует окситоцино- вазопрессиновая сигнальная система, и это, по-видимому, функционально связано со всем животным миром»,- объясняет Gruber.

Определенно, вазопрессино- окситоциновая сигнальная система существовала в течение приблизительно 600 миллионов лет и сравнение их рецепторов на молекулярном уровне может позволить ученым разработать новые лекарства и методы лечения.

Например, рецептурный ингибитор окситоцин-вазопрессин мог предотвратить нежелательные сокращения матки при преждевременных родах.

Ведущий автор исследования также подчёркивает значимый вклад исследования:

«Наша концепция инновационная и увлекательная: возьмите нейропептид насекомого, пропустите приблизительно через 600 миллионов лет эволюции и с небольшой химической модификацией это вещество может быть пригодным для воздействия в качестве определённого препарата на человеческий организм. Не менее важно использовать эти новые молекулы в качестве исследовательских ' инструментов'. Только развивая рецептурный подтип- селективные лиганды, становится возможным исследовать биохимические принципы таких сложных сигнальных систем.»

Christian Gruber

Автор Ana Sandoiu
Технический перевод Елахова М.А.